Skip to main content

Попасть в Париж мы хотели уже несколько лет, но осуществить это удалось лишь в январе 2025 года, когда Магнитогорский Металлургический Комбинат пригласил редакцию в Магнитку. После экскурсии на ММК и катания на лыжах в парке «Притяжение» мы задержались в городе ещё на пару дней, чтобы наконец съездить в Париж, выпить кофе с круассаном у местной Эйфелевой башни, побывать дома у коренной парижанки Валентины Эспоровны и узнать, как живут нагайбаки — потомки поволжан, принявших православие.

Париж, я люблю тебя

Париж хоть и называется так же, как столица Франции, но отличается даже на слух. Здесь при склонении названия принято ставить ударение исключительно на последний слог: до Парижá, в Парижé. А жители называются не парижане, а парижцы, по-нашему. Сейчас их около 2000 человек.

Попасть в Париж можно не только на своей машине, но и на общественном транспорте. Из Магнитогорска в Париж через Фершанку (здесь так называют село Фершампенуаз) возит компания «Курорт-Транс» на Ладе Ларгус за 300 ₽!

Машина Lada Largus на фоне вывески Курорт-Транс

Забронировать место можно по телефону за день до отправления: звонить надо рано утром (часов в 8) в день перед поездкой. Если позвонить раньше — откажут. Никаких билетов не присылают, оплата — водителю. 300 ₽ в одну сторону. Машина отправляется с парковки около офиса «Курорт-Транс» около ТЦ «Гостиный двор». Расписание позволяет съездить одним днём — приехать утром и уехать вечером. В этом случае нужно бронировать места сразу и туда, и обратно. Так съездили и мы.

Ехать до Парижа всего часа полтора, с несколькими остановками. Где-то через час Ларгус остановился в Фершанке. К нам в машину подсели ещё две пассажирки. Бабушка, узнав, что мы туристы, тут же принялась рассказывать о себе и о своем родном Париже. Оказалось, что она работала в Ухте, и когда узнала о нашей поездке в Коми в сентябре мы стали лучшими друзьями.

Валентина Эспоровна в свои 80 с чем-то лет удивительно бодра: в Фершанке она была по делам, а до этого навещала приемного сына в магнитогорской больнице. Ещё и статьи для местных газет пишет — вот, например, про благоустройство Парижа.

Спустя полчаса мы проехали парижскую въездную стелу с теленком и барашком.

Остановка в Париже расположена как нельзя лучше — башня всего в паре минут пешком. Только мы вышли из машины, Валентина Эспоровна сразу пригласила на чай и обещала рассказать всё, что знает про Париж. Тут же достала модную раскладушку и набрала молодому человеку: «Ставь чайник, к нам гости придут».

И Валентина Эспоровна Афанасьева, и её молодой человек, — коренные парижане. И оба — нагайбаки. Между собой говорят в основном на нагайбакском, иногда переводя для нас, чтобы не обидеть. Живут они не в частном, а в многоквартирном двухэтажном доме — таких в селе всего штук 5.

На столе тут же оказалось всё, что есть дома: черный чай с чагой, домашний мёд, куриные ноги, свежий хлеб из Фершампенуаза, масло, кусок грудинки и сыр.

Нагайбакское гостеприимство было известно всегда: существует даже присказка «от нагайбака без чашки чая не уйдёшь». Многие рассказывают, что гостеприимство у них в крови, пишет в монографии Светлана Белоруссова. В более широком смысле это выражается во взаимопомощи, причём не только членам общины, но и незнакомым людям.

Валентина Эспоровна родилась в Париже, а её бабушка жила в доме, где сейчас расположен музей. Сама она агроном — работала в Ухте (и спрашивала, как там высаженные ими липы на городских аллеях), много ездила по стране. У неё и сейчас по всей квартире стоят колоски пшеницы в вазах и много домашних растений.

Когда мы уже собрались идти, Валентина Эспоровна достала большую записную книжку, поставила на новой странице дату и записала, что в этот день в гости заходили туристы. Пофамильно. Телефонами мы, конечно, тоже обменялись — нас пригласили в гости на Парижский полумарафон, который здесь проводится ежегодно.

Нагайбаки

Париж на Южном Урале появился не вчера и даже не 100 лет назад. Ему уже 183 года. А основали его казаки-нагайбаки после взятия оригинального французского Парижа в 1814 году. Нагайбаки — выходцы из «новокрещен» — тех, кто принял православие после взятия Иваном Грозным Казанского ханства в 1552 году. Термин «новокрещены» использовался в документах Российской империи для тех, кто был крещён относительно недавно — в 17–18 веках, в отличие от «старокрещен», то есть крещённых сразу после завоевания. Несмотря на казалось бы очевидную связь с татарами, сами нагайбаки не считают их своими предками и утверждают, что произошли скорее от булгар.

Как самостоятельная этническая группа нагайбаки сформировались позже, уже в 18 веке, когда Анна Иоанновна в 1736 году велела перевести часть новокрещен из Казанской губернии на южные рубежи империи для охраны границ. Они были зачислены в казачье сословие и отправлены в район Нагайбакской крепости, ныне территория Башкортостана в районе села Бакалы. Этот топоним и лег в основу их самоназвания.

Позже, в 1842 году, нагайбаков переселили за Уральский хребет, в земли Оренбургского казачьего войска, где они основали новые поселения, в том числе и село Париж. Название ему дали в честь взятия французской столицы русскими войсками во время Отечественной войны 1812 года, в котором участвовали и казаки-нагайбаки. Новые поселения в степях Южного Урала получили названия европейских городов, связанных с победами русской армии над Наполеоном: Париж, Фершампенуаз, Берлин, Лейпциг и другие.

Отдельно стоит отметить посёлок Арсинский, названный в честь победы русских войск при Арси-сюр-Обе во Франции. Ну и Фершампенуаз со временем превратился в Фершанку.

В монографии Светланы Юрьевны Белоруссовой «Нагайбаки: динамика этничности» говорится, что во время переселения за Урал нагайбаки разделились на три группы. В селе Париж, Фершампенуаз и соседних проживает Центральная группа — большая их часть, около 7000 человек. Северная группа — ближе к Челябинску, в сёлах Болотово, Попово и Краснокаменка, а Южная — в Оренбургской области, в сёлах Подгорное, Гирьял, Алабайтал и других.

На указателях всё это смотрится потрясающе: Магнитогорск, 50 лет Октября, Фершампенуаз.

Язык у нагайбаков тоже свой, при том очень живой — в Париже почти все говорят между собой. Он сохраняет татарскую основу, но включает русские и казачьи заимствования.

…новокрещены Нагайбакской крепости в большинстве своем говорили на языке, который лингвистами включается в тюркскую группу алтайской языковой семьи, — на среднем диалекте татарского языка.

«Нагайбаки: динамика этничности», С.Ю. Белоруссова

И тогда, и сейчас, нагайбакский существует только в устной форме, без письменности. Е.А. Бектеева писала, что язык нагайбаков «не литературный, а народный, употребляющийся для выражения житейских нужд».

Вот большая статья об этом диалекте, а вот довольно обширный словарь, составленный Петром Михайловичем Минееввым из Фершампенуаза. Есть даже разговорник, который можно купить в электронном виде за 300 ₽. Ещё несколько материалов опубликованы в группе ВК «Нагайбакский язык», которую, кстати, ведёт родственник составителя словаря, Михаил Минеев.

Село Париж сейчас можно назвать одним из культурных центров нагайбаков: история народа сохраняется в Парижском сельском музее, а в 2005 здесь появилась и своя Эйфелева башня, построенная Ростелекомом.

Сельский музей

Зайти в музей истории села нужно обязательно. Хотя бы ради забавных фотографий «Педколлектива парижской средней школы» или множества сувениров с башней, в том числе привезённых из французского Парижа. Наличие в селе на 2000 человек своего музея удивляет само по себе, а живой интерес его сотрудников к собственной этничности приводит в восторг!

В музее в тот день была Надежда Геннадьевна Герасимова, глава всей музейной системы Нагайбакского района. Узнав, что мы приехали в Париж специально, да ещё и из другого региона, она отложила дела и сама предложила нам экскурсию.

Оказывается, у нагайбаков кроме фамилии в ходу «прозвища рода» или «фамильные клички» — «кушамат». Прозвище может даваться почти по разным поводам:

  • По имени или фамилии предка: просто от фамилии, от имени основателя рода или известного члена семьи.
  • По занятию: если предок был известен как мастер, охотник или имел специфическую профессию, это могло закрепиться в прозвище.
  • По внешним признакам или характеру: рост, цвет волос, темперамент могли стать основой для клички.
  • По месту происхождения: иногда прозвища указывали на географическую связь — например, откуда семья переселилась.
  • По событию: исторические или семейные истории, такие как подвиг в бою или необычный случай, также могли дать начало прозвищу.

Часто прозвища созвучны фамилии или как-то с ней связаны: если фамилия птичья, то и прозвище будет таким. Эту систему придумали, чтобы не путать однофамильцев в сёлах — часто в одном селе в ходу было всего 2-3, а порой и вовсе одна фамилия. Чтобы отличать одного Кураева от другого, особенно если зовут их одинаково, внутри одной фамилии появились дополнительные родовые клички. Сейчас в Париже больше 40 фамилий и больше 150 прозвищ.

Например, у Батраевых — добырт, кезе, аксай и другие, у Кураевых — курай. Иногда кличка даётся по самому обычному событию. Например, в Фершампенуазе есть кличка жамалай (от «жана калай» — «новая крыша») — семья получила такое прозвище, когда их предки покрыли дом жестяной крышей, что тогда было редкостью.

Вот кусочек интервью по теме, который мы нашли.

Раньше у нас была кличка «добырт». Потом Колина бабушка поехала в город Аксай Ростовской области за сеялками. И после этого у их семьи появилась кличка «аксай», потому что на сеялках, которые она привезла, было написано это слово. Есть у нас в поселке клан Батраевых-аксай, клан Батраевых-кезе и так далее. Если вы приедете в Париж и спросите, где найти, например, Петра Ивановича Батраева, вас не поймут, а если спросите Петра-добырт, сразу укажут на его дом.

Откуда в Челябинской области нагайбаки и почему они живут в Париже, Касселе и Фершампенуазе, «Федерал пресс», 2022

Сейчас традиция в том или ином виде сохраняется даже среди зумеров: Надежда Геннадьевна рассказала, что дети уже на свой лад переиначивают прозвища. В семье Кертяновых с прозвищем песи (кошка), друзья сына стали называть Вискасом, маму — Муркой, а папу — Мурзиком. Возможно, через несколько лет у некоторых семей появятся прозвища бали, камри или бинанс.

Эйфелева вышка

Эйфелева башня в сельском поселении Париж видна почти отовсюду. Это действующая вышка мобильной связи, которая появилась в 2005 году. Идея сделать вышку в виде Эйфелевой башни витала в воздухе и, к счастью, была одобрена всеми сторонами.

Летом под башней гуляют гуси, а нам повезло встретить приятную кошку. Благодаря полумарафону башню обновили и покрасили — это стартовая точка забегов. Местные говорят, что ночью, с подсветкой, особенно красиво.

Рядом с башней сейчас работает кафе «Рёве», где в меню есть именно то, что вы хотите там увидеть: крауссаны и кофе. Деревянный дом с неоновой вывеской построили для съемок фильма «Уралочка», а потом его выкупил местный бизнесмен и превратил в кафе. Очень приятный мужчина, который вахтовиком объехал полстраны. И теперь здесь даже в несезон можно съесть круассан на веранде с видом на башню.

Парижский полумарафон

Полноценным туристическим направлением Париж стал, когда здесь решили проводить ежегодный забег. Полумарафон вырос из локального мероприятия на 250 человек в 2016 году и с тех пор количество участников выросло в 10 раз: в 2024 было больше 2700 человек, а в 2025 году бежать будут аж 3350 человек. Кроме самих бегунов в последние годы в село приезжает по 3-4 тысячи зрителей и болельщиков — всего гостей получается в 2-3 раза больше, чем населения! Визуальный стиль тоже совершил качественный скачок: сейчас в айдентике используется фирменная нагайбакская красная клетка.

С 2024 года марафон стал двухдневным: первый день посвящён детским стартам, велогонкам и культурным событиям, второй — основным дистанциям. Вся информация для участников опубликована на сайте paris-running.ru и в группе марафона в ВК.

Для участия нужна обязательная регистрация и взнос, а зрителям можно приехать просто так. Правда, отелей в Париже пока нет: гостей размещают в здании школы, многие спят в машинах или возвращаются в Магнитогорск. Зная нагайбаков и их характер, вас могут просто так позвать в гости и оставить ночевать. А если выучить парочку нужных слов, это почти гарантированно!

После Парижа не забудьте поужинать во французском ресторане! Благо, такой в Магнитогорске и там даже подают улиток: называется Van Gogh.


Этот материал — из нашего магнитогорского цикла, созданного вместе с ММК. Два других — о самом Магнитогорске и об экскурсии на комбинат: