Skip to main content

В середине сентября 2024 редакция dearpassengers.ru побывала в Республике Коми в рамках Медиаразведки Туту.ру и по приглашению Агентства по развитию туризма региона.

Обычно после путешествий мы готовим отдельные посты о транспорте, местах и маршрутах, но некоторые поездки просто требуют фотоотчёта без привязки к форматам. Чтобы делиться заметками и фотографиями мы решили запустить специальную рубрику — Дневники.

И это первый дневник: про Приполярный Урал и Манарагу, у подножья которой мы провели несколько дней. Здесь только фотографии и впечатления, а обо всех способах туда добраться, ценах и расписаниях мы написали в отдельной статье.

Винт вертолета на фоне горы Манарага

В 07:00 вся группа уже должна была ждать в аэропорту. На табло написано Ухта — Маньпупунёр, хотя мы туда не полетим, наш маршрут пройдёт через Печору на север, к Манараге. Просто такого направления пока нет в аэропортовой программе для табло.

Табло с расписанием рейсов

На лётном поле нас ждёт совершенно новый Ми-8 RA-22207 2024 года выпуска. Ему всего около 9 месяцев.

Вертолет Ми-8 на взлетной площадке рядом с автобусом
Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Прежде чем вылетать, нужно перетащить в вертолёт все чемоданы, рюкзаки и коробки. Поскольку наша группа не совсем туристическая, мы это делаем своими силами.

Сумки и коробки лежат на сиденьях автобуса

В салоне Ми-8 не кресла, а скорее лавочки, расположенные по бортам. Сзади и посредине аккуратно лежит весь багаж. Полёт на вертолёте и так всегда радость, а здесь ещё и можно было открывать в полёте иллюминаторы!

Группа людей в салоне вертолета Ми-8

У меня не очень большой налёт на вертолётах: только два перелёта. Но этот точно был самым комфортным из них. Взлёты и приземления порой были настолько мягкими, что я их пропускал. А ещё пилоты Комиавиатранса перед вылетом часто делают тестовый подъём на несколько метров. Затем садятся, всё перепроверяют и уже после этого взлетают.

Лес в Коми без преувеличения бесконечный.

Вид из иллюминатора на осенний лес

Лес не однородный, глаз всё время за что-то цепляется: то болота, то зеркальные озёра, то проплешины, то мелкие речки.

Пролетаем Печору — мощную, но не очень популярную в массовом сознании реку. У одноимённого города видно активное судоходство. В СССР скоростные суда ходили сюда аж из Нарьян-Мара. Сейчас, кажется, пассажиры могут пройти по Печоре только на баржах или паромах.

суда проходят под мостом через реку Печора
Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Спустя ещё с полчаса лёту начинают виднеться предгорья. Иногда кажется, что это не настоящий лес, а макет.

Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Остров с тремя ёлками.

озеро среди осеннего леса у подножия горы
Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Наконец, стремительно влетаем в Урал. Некоторые озёра тут такие зеркальные, будто заполнены ртутью, а не водой.

осенний пейзаж горы с облаками

На высоких хребтах хорошо видна граница леса. Выше деревья не растут, но иногда пытаются.

горный хребет и осенний лес

И вот она!

Манарага на фоне остальных вершин выглядит совершенно царственно. Для понимания масштаба нужно смотреть на деревья, оставшиеся далеко внизу. Где-то в ущельях даже лежит снег, который не растаял за всё лето.

горный пейзаж с желтыми склонами и облачным небом

Вертолёт аккуратно садится на площадку у подножья, отмеченную красным флагом. Кроме этого флага снаружи нет никаких следов человека. Первыми выходят пилоты: осматриваются и проверяют шасси. Остальные вылезают только после полной остановки винтов.

осенний вид на горы и степь из кабины вертолета

Вертолёт на фоне Манараги можно фотографировать бесконечно. Он выглядит эпично с любого ракурса.

Но самая любимая фотография всё равно вот эта.

вертолет на фоне горы Манарага

Не уверен, что в другие сезоны цвета здесь могут быть красивее, чем осенью.

человек отдыхает, глядя на горные склоны

Но я смотрел в основном под ноги. Раньше нигде не видел такого разнообразия лишайников и мхов.

Скоро всех пригласили на борт. На самом деле мы провели на этой точке больше двух часов, которые пролетели вмиг.

осенний пейзаж горы Манарага

Направляемся к озеру Бублик у подножья горы Народной.

Покружив, пилоты решили сесть в новом месте. Мы мягко опустились на крупный курумник — так называются россыпи валунов в горах. Но камни оказались слишком большими для пешей прогулки. Вертолёт буднично перелетел на привычное место, обозначенное ещё одним красным флагом.

Вертолёт стоит на горе на фоне облаков

Пешком до Бублика всего несколько минут. Кстати, озеро на бублик вообще не похоже.

Горный пейзаж с озером Бублик и облачным небом

Солнце начинает двигаться на запад, а мы — в базовый лагерь в приюте Манарага. Лес становится золотым.

вид на извилистую реку и золотые склоны гор пол лучами солнца

Приют — это большой дом, туалет, хозпостройки, беседка, кострище и мобильная баня. Вокруг — дикий лес.

дом, одиноко стоящий у подножия гор, рядом протекает река
Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Условия для этих мест шикарные. Сон, пусть и в спальниках на пенках, зато на кроватях и в отапливаемом доме. Моются по одному или по двое в мобильной бане — это палатка с печкой внутри, где подогревается вода. Воду нужно заливать в бак, подкинуть дров, а полученный кипяток разбавлять холодной водой в тазике. Не так удобно, как душ, но гораздо лучше купания в ледяном ручье.

Завтраки, обеды и ужины в зависимости от погоды проходят в доме или в беседке. Ребята, которые живут здесь весь сезон и занимаются хозяйством, на удивление вкусно готовят. На базе живут две больших и добрых собаки, сын с отцом — Дик и Босс.

Интернета и мобильной связи, конечно, нет.

В вертолёт грузится другая группа, которая провела тут около недели.

люди фотографируются у вертолета на фоне горных склонов

Понимание, что мы остаёмся одни посреди глухой тайги, приходит только при виде улетающего в закат вертолёта.

До захода солнца ещё оставалось время и мы в этот же день сходили к реке Косью. Сопровождать группу вызвался Босс.

собака переходит реку, на другом берегу которой золотой лес и скалы

Каждый сантиметр здесь покрыт пышным и мягким ковром из мха, травы, маленьких ягодных кустиков и Бог знает чего ещё.

красный мох у голых берез и пожелтевших деревьев в хвойном лесу

Река настолько чистая, что из неё смело можно пить.

В первый же вечер мы до поздней ночи сидели у костра как старые друзья. А Манарага запуталась в облаках.

люди отдыхают на лавочках у костра
Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Весь следующий день мы потратили на поход к горному озеру — около 16 километров туда-обратно. В походных кругах это называется радиалка. Наш инструктор Дмитрий Мартемьянов, как и положено, стращал всех непролазным лесом и отвесными скалами, чтобы часть сомневающихся осталась в лагере. Но на деле трек оказался совсем несложным. Мы регулярно останавливались на привалы и чай, а в финальной точке был большой обед.

Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

У озера с красивым названием Санты эхо настолько сильное, долгое и многоголосное, что порой становится жутко.

Но главное в этом походе, конечно, не озеро, не эхо и не обед, а потрясающий вид на Манарагу.

Нам настолько повезло с погодой, что даже ночная гроза осталась за грядой.

Ягоды здесь совсем непуганные, будто их никто не ест. Утром перед вылетом у ближайшего озера каждый набрал по две полулитровых бутылки черники.

Фото: Константин Парфеньев PARFENEVK / VK.COM

Маленький вертолёт садится на фоне гигантской воронки и горы Колокольня. Кстати, Колоколен здесь три: официальная, Колокольня Чернова и Колокольня Масленникова — на видео как раз последняя. Так получилось, потому что советские туристы всё перепутали.

А вертолёт этот прилетел как раз за нами. Обратно все летели будто ударенные по голове. Наверное, после такого люди действительно меняются.

Напоследок Манарага показывается другой, более крутой и менее популярной стороной.

За организацию этой поездки благодарим Туту.ру и их Медиаразведку, Агентство по туризму Республики Коми, туроператора «Другая планета» и «Комиавиатранс». Для тех, кто хочет увидеть Манарагу своими глазами, мы подготовили отдельный материал обо всех способах туда добраться: от вертолёта до пешего похода.