В середине сентября 2024 редакция dearpassengers.ru побывала в Республике Коми в рамках Медиаразведки Туту.ру и по приглашению Агентства по развитию туризма региона.
Обычно после путешествий мы готовим отдельные посты о транспорте, местах и маршрутах, но некоторые поездки просто требуют фотоотчёта без привязки к форматам. Чтобы делиться заметками и фотографиями мы решили запустить специальную рубрику — Дневники.
И это первый дневник: про Приполярный Урал и Манарагу, у подножья которой мы провели несколько дней. Здесь только фотографии и впечатления, а обо всех способах туда добраться, ценах и расписаниях мы написали в отдельной статье.
В 07:00 вся группа уже должна была ждать в аэропорту. На табло написано Ухта — Маньпупунёр, хотя мы туда не полетим, наш маршрут пройдёт через Печору на север, к Манараге. Просто такого направления пока нет в аэропортовой программе для табло.
На лётном поле нас ждёт совершенно новый Ми-8 RA-22207 2024 года выпуска. Ему всего около 9 месяцев.
Прежде чем вылетать, нужно перетащить в вертолёт все чемоданы, рюкзаки и коробки. Поскольку наша группа не совсем туристическая, мы это делаем своими силами.
В салоне Ми-8 не кресла, а скорее лавочки, расположенные по бортам. Сзади и посредине аккуратно лежит весь багаж. Полёт на вертолёте и так всегда радость, а здесь ещё и можно было открывать в полёте иллюминаторы!
У меня не очень большой налёт на вертолётах: только два перелёта. Но этот точно был самым комфортным из них. Взлёты и приземления порой были настолько мягкими, что я их пропускал. А ещё пилоты Комиавиатранса перед вылетом часто делают тестовый подъём на несколько метров. Затем садятся, всё перепроверяют и уже после этого взлетают.
Лес в Коми без преувеличения бесконечный.
Лес не однородный, глаз всё время за что-то цепляется: то болота, то зеркальные озёра, то проплешины, то мелкие речки.
Пролетаем Печору — мощную, но не очень популярную в массовом сознании реку. У одноимённого города видно активное судоходство. В СССР скоростные суда ходили сюда аж из Нарьян-Мара. Сейчас, кажется, пассажиры могут пройти по Печоре только на баржах или паромах.
Спустя ещё с полчаса лёту начинают виднеться предгорья. Иногда кажется, что это не настоящий лес, а макет.
Остров с тремя ёлками.
Наконец, стремительно влетаем в Урал. Некоторые озёра тут такие зеркальные, будто заполнены ртутью, а не водой.
На высоких хребтах хорошо видна граница леса. Выше деревья не растут, но иногда пытаются.
И вот она!
Манарага на фоне остальных вершин выглядит совершенно царственно. Для понимания масштаба нужно смотреть на деревья, оставшиеся далеко внизу. Где-то в ущельях даже лежит снег, который не растаял за всё лето.
Вертолёт аккуратно садится на площадку у подножья, отмеченную красным флагом. Кроме этого флага снаружи нет никаких следов человека. Первыми выходят пилоты: осматриваются и проверяют шасси. Остальные вылезают только после полной остановки винтов.
Вертолёт на фоне Манараги можно фотографировать бесконечно. Он выглядит эпично с любого ракурса.
Но самая любимая фотография всё равно вот эта.
Не уверен, что в другие сезоны цвета здесь могут быть красивее, чем осенью.
Но я смотрел в основном под ноги. Раньше нигде не видел такого разнообразия лишайников и мхов.
Скоро всех пригласили на борт. На самом деле мы провели на этой точке больше двух часов, которые пролетели вмиг.
Направляемся к озеру Бублик у подножья горы Народной.
Покружив, пилоты решили сесть в новом месте. Мы мягко опустились на крупный курумник — так называются россыпи валунов в горах. Но камни оказались слишком большими для пешей прогулки. Вертолёт буднично перелетел на привычное место, обозначенное ещё одним красным флагом.
Пешком до Бублика всего несколько минут. Кстати, озеро на бублик вообще не похоже.
Солнце начинает двигаться на запад, а мы — в базовый лагерь в приюте Манарага. Лес становится золотым.
Приют — это большой дом, туалет, хозпостройки, беседка, кострище и мобильная баня. Вокруг — дикий лес.
Условия для этих мест шикарные. Сон, пусть и в спальниках на пенках, зато на кроватях и в отапливаемом доме. Моются по одному или по двое в мобильной бане — это палатка с печкой внутри, где подогревается вода. Воду нужно заливать в бак, подкинуть дров, а полученный кипяток разбавлять холодной водой в тазике. Не так удобно, как душ, но гораздо лучше купания в ледяном ручье.
Завтраки, обеды и ужины в зависимости от погоды проходят в доме или в беседке. Ребята, которые живут здесь весь сезон и занимаются хозяйством, на удивление вкусно готовят. На базе живут две больших и добрых собаки, сын с отцом — Дик и Босс.
Интернета и мобильной связи, конечно, нет.
В вертолёт грузится другая группа, которая провела тут около недели.
Понимание, что мы остаёмся одни посреди глухой тайги, приходит только при виде улетающего в закат вертолёта.
До захода солнца ещё оставалось время и мы в этот же день сходили к реке Косью. Сопровождать группу вызвался Босс.
Каждый сантиметр здесь покрыт пышным и мягким ковром из мха, травы, маленьких ягодных кустиков и Бог знает чего ещё.
Река настолько чистая, что из неё смело можно пить.
В первый же вечер мы до поздней ночи сидели у костра как старые друзья. А Манарага запуталась в облаках.
Весь следующий день мы потратили на поход к горному озеру — около 16 километров туда-обратно. В походных кругах это называется радиалка. Наш инструктор Дмитрий Мартемьянов, как и положено, стращал всех непролазным лесом и отвесными скалами, чтобы часть сомневающихся осталась в лагере. Но на деле трек оказался совсем несложным. Мы регулярно останавливались на привалы и чай, а в финальной точке был большой обед.
У озера с красивым названием Санты эхо настолько сильное, долгое и многоголосное, что порой становится жутко.
Но главное в этом походе, конечно, не озеро, не эхо и не обед, а потрясающий вид на Манарагу.
Нам настолько повезло с погодой, что даже ночная гроза осталась за грядой.
Ягоды здесь совсем непуганные, будто их никто не ест. Утром перед вылетом у ближайшего озера каждый набрал по две полулитровых бутылки черники.
Маленький вертолёт садится на фоне гигантской воронки и горы Колокольня. Кстати, Колоколен здесь три: официальная, Колокольня Чернова и Колокольня Масленникова — на видео как раз последняя. Так получилось, потому что советские туристы всё перепутали.
А вертолёт этот прилетел как раз за нами. Обратно все летели будто ударенные по голове. Наверное, после такого люди действительно меняются.
Напоследок Манарага показывается другой, более крутой и менее популярной стороной.
За организацию этой поездки благодарим Туту.ру и их Медиаразведку, Агентство по туризму Республики Коми, туроператора «Другая планета» и «Комиавиатранс». Для тех, кто хочет увидеть Манарагу своими глазами, мы подготовили отдельный материал обо всех способах туда добраться: от вертолёта до пешего похода.