Современное благоустройство, курорт в черте города и улитки на ужин — вряд ли это первое, что приходит на ум при упоминании Магнитогорска. Конечно, панельки и советские памятники здесь тоже есть, но давайте обо всем по порядку.
Соцгород
У Магнитогорска и Металлургического комбината необычные отношения. Формально ММК старше жилой части города и фактически является причиной её появления. Работы по строительству комбината начались 1 февраля 1929 года, а первый поезд с рабочими и техникой для строительства города прибыл только летом того же года — 30 июня. С тех пор уже почти 100 лет город и производство неразделимы.
У классических моногородов всегда есть особенное настроение, которое порой считывается не сразу. На первый взгляд они как минимум кажутся похожими друг на друга. Так и Магнитогорск, особенно поздняя его часть, может показаться знакомым для человека, бывавшего в Тольятти, Челнах, Нижневартовске или Новом Уренгое. И обычно у такого человека припасены для таких прогулок плейлисты с треками Хаски, Soft Blade и Molchat Doma.

Кварталы разбиты на микрорайоны, поделенные между собой идеально прямыми, перпендикулярными друг к другу проспектами. Масштабы на карте как всегда обманчивы: кварталы тут километровые, поэтому десятиминутная прогулка легко обернётся часом ходьбы по прямой.

Географически Магнитка делится не только на промышленную Азию и жилую Европу. Правый берег разделён ещё надвое: советское ядро на севере и поля микрорайонов на юге.

К счастью, в Магнитогорске действует большая система туристических трамваев! Туристические они, конечно, только для туристов, а для местных — обычные. Поразительно, но это третья трамвайная система по количеству маршрутов во всей России! Больше только в Москве и Петербурге.
Первый трамвай в Магнитогорске вышел на маршрут 18 января 1935 года — всего через 6 лет после начала строительства комбината и города. Он соединял посёлок Центральный (район у нынешней площади Носова) с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК). Магнитогорск был одним из немногих городов, где в конце 1980-х — начале 1990-х годов часто использовались сцепки из двух и даже трёх вагонов, чтобы увеличить пассажировместимость трамваев.

Сейчас система не просто живёт, но и обновляется: в 2019 году открылся новый маршрут по проспекту Карла Маркса, а с 2017 года в город прибыло больше 100 новых вагонов. Всего в Магнитке эксплуатируется около 170 трамвайных вагонов, а пассажиропоток на 2020 год составляет составляет более 63 000 пассажиров в день! Трамвай до сих пор остаётся главным городским транспортом: на комбинат и обратно гораздо быстрее добраться по выделенной линии, чем стоять в пробках на дорогах.

Доехать на трамвае тут можно буквально куда угодно: маршруты прекрасно строятся в Яндекс Картах. Там же можно отслеживать вагоны в реальном времени. Но если хочется изучить схему, то она есть на сайте местного гортранса.

Особенно приятно приехать на трамвае в старую часть города, построенную по всем правилам советских соцгородов в 1930-х. Все дороги символически ведут от Университета через сквер Металлургов к Комбинату и на берегу соединяются в Центральный Переход — первый мост на ММК.

Изначально городским планированием занимался немецкий архитектор Эрнст Май, известный своими проектами во Франкфурте. В 1930 году он возглавил группу, разработавшую первый генплан Магнитогорска с линейной застройкой вдоль реки и функциональными жилыми блоками. Но спустя три года проект перешёл в руки советских архитекторов, которые, кажется, совсем не стеснялись утопических идей и отсылок к Римской империи. Получилось монументально.






Старый соцгород и сейчас смотрится гораздо выигрышнее более поздней застройки на юге. Улицы сохранили уют, а первые этажи домов заняли магазины и современные рестораны. Вот французский Van Gogh с неплохой коктейльной картой и улитками в меню. Отличное место для ужина после поездки в южноуральский Париж.



Монумент
На фоне парящего комбината на другом берегу Урала стоят статуи с гигантскими ладонями. Рабочий, передающий меч воину, смотрит на восток, к Магнитогорскому комбинату, а воин — на запад, туда, где гремела война.
В Магнитогорске был произведен каждый третий снаряд для нужд фронта Великой Отечественной Войны и половина танковой брони для советской армии. Монумент скульптора Льва Николаевича Головницкого высотой 15 метров по замыслу архитектора Якова Борисовича Белопольского установлен на 18-метровом искусственном холме, укрепленном железобетонными сваями.

Этот монумент, открытый в 1979 году, — часть триптиха. Здесь рабочий передаёт воину выкованный меч. В Волгограде Родина-мать его поднимает. В Берлине, в Трептов-парке, опускает Воин-освободитель. Расстояние между тремя городами по прямой — больше 3330 км. Это единственный в мире ансамбль такого географического масштаба.
Все три монумента открывались с запада на восток: в 1949 году в Берлине, в 1959 — в Волгограде и в 1979 — в Магнитогорске. И связаны они не только символически. Рядовой советской армии Иван Одарченко, ставший прототипом берлинского Воина-освободителя, до войны работал на Магнитогорском комбинате. Спустя 30 лет, в 1979 году, он присутствовал на открытии монумента «Тыл — фронту».



Хоккей
В Магнитогорске, кажется, нет ни одного человека, который бы не разбирался в хоккее. В 2025 году Спортс.ру назвал Магнитку самым хоккейным городом России и это абсолютно оправдано. Домашняя арена — «Арена Металлург» на 7700 зрителей — почти всегда заполнена.

Хоккейный клуб «Металлург», выросший из заводской команды, созданной в 1955 году, — шестикратный чемпион России, трёхкратный обладатель Кубка Гагарина и двукратный победитель Кубка европейских чемпионов. И это при том, что Магнитогорск даже не областной центр!
Хоккей здесь — часть жизни, а «Металлург» — символ города. Местные шутят, что болельщики уже не сомневаются в победе, но злятся если она недостаточно разгромная. А игроков перед игрой часто водят в горячие цеха ММК, чтобы настроить на правильный лад. Внутри «Арены Металлург» есть небольшой музей клуба.



Притяжение
Какие современные городские парки вы знаете? Московское Зарядье, Парк Галицкого в Краснодаре, «Швейцария» в Нижнем Новгороде… Добавьте в список «Притяжение». Его строят в Магнитке уже несколько лет и гордо называют городским курортом.
«Притяжение» строится по инициативе и под покровительством главы ММК Виктора Рашникова. Да и расположен он на месте огромной и ранее заброшенной территории бывшего теплично-садового совхоза ММК, которая занимает больше 1% от площади города.
Проект грандиозный — это один из крупнейших городских парков в России. Общая площадь проекта — около 400 га, из которых непосредственно парковая зона занимает более 160 га. Это сложно осознать без сравнения, вот мы и сравнили.
Парк «Швейцария» в Нижнем Новгороде | 170 га |
ЦПКиО на Елагином острове в Петербурге | 97 га |
Остров Свияжск в Татарстане | 64 га |
Парк Галицкого в Краснодаре | 23 га |
«Зарядье» в Москве | 13 га |

Концепцию разработало архитектурное бюро «Обермайер консульт» из Германии — постепенная трансформация городского ландшафта в мягкие природные формы, как железная руда превращается в жидкую сталь. Затем проект взяли московские специалисты из «Институт Мосинжпроект», которые в 2020 году занялись документацией. Это первый объект Института за пределами Москвы.

Объекты сдаются очередями с 2022 года, а их открытие по традиции приурочено к Дню металлурга, который отмечается каждое третье воскресенье июля. Вот что уже работает на начало 2025 года:
- инфоцентр у центрального входа
- большой пешеходный бульвар
- 40 километров дорожек для пешеходов, бегунов и велосипедистов
- озеленение — везде
- искусственное озеро площадью 12 гектаров с каскадными водопадами, пляжем и видовым мостом
- видовой холм и лыжные трассы на нём
- каток и роллер-парк
- очень много разных детских площадок
- двухэтажный фудмолл с кафе и ресторанами
- огромный светомузыкальный фонтан «Стальное сердце Родины»
- арт-квартал с сувенирным, кафе и ресторанами
- мультимедийная мастерская
- рекрутинговый центр ММК и профориентационный центр «Юный металлург»
А до 2028 тут появятся городские термы, четырёхзвёздочный отель, ледовая арена академии хоккея «Металлург», медицинский центр, детский центр развлечений и жилой комплекс, примыкающий к курорту.
На начало 2025 основная часть — парковая — выглядит уже полностью готовой. Строгие кристаллические формы построек сочетаются с плавными линиями ландшафта, фонарей и дорожек.



Мы побывали в «Притяжении» в январе, когда в Магнитке стоял морозный туман. И благодаря ему фотографии получились ещё атмосфернее. Это — главный парковый бульвар, который тянется параллельно Советской улице почти на 800 метров.




Зимой парк оживает по вечерам, когда здесь включают музыку и уютную подсветку. Больше всего народу на катке, который летом превращается в роллердром. Рядом работает прокат, кафе и фургончики с едой и кофе.




Один из самых впечатляющих объектов — живописный изогнутый мост через полностью рукотворное каскадное озеро площадью 12 гектаров. Летом на озере работает пляж с прокатом сапов и катамаранов, остров для пикников и экотропа с водными растениями. Прямо на восточном берегу расположена видовая сцена и амфитеатр. Для поддержания чистоты воды летом 2024 года в озеро запустили мальков сазана и толстолобика. Летом рыба помогает очищать дно, а зимой спит в специальной глубокой яме в нижней части водоёма.








Рядом скрывается в тумане видовой холм высотой 35 метров и несколько горнолыжных спусков на нём. Каждый оборудован автоматическим траволатором — лыжи можно не снимать. Напротив есть прокат снаряжения и кафе, чтобы погреться.

Более основательно поесть и выпить можно в главном фудмолле у центрального входа. В двухэтажном здании разместились несколько ресторанов и большой открытый фудкорт. Глинтвейн быстро кончается, но вместо него подают горячий сидр.



В арт-квартале работает большой магазин с мерчом ММК.



Уже сейчас курорт полноценно работает и зимой, и летом, но вводить новые объекты планируют ещё минимум три года. В первой половине 2025 должен открыться большой развлекательный центр со световым куполом и разными тематическими зонами, а позже в этом же году обещают запустить те самые термы — единственный в Магнитогорске термальный комплекс с открытыми и закрытыми бассейнами, банями, саунами и кафе.
Этот материал — из нашего магнитогорского цикла, созданного вместе с ММК. Два других — об экскурсии на комбинат и южноуральском селе Париж:
- Как попасть на Магнитогорский металлургический комбинат
- Свой Париж: как и зачем ехать в нагайбакское село на Южном Урале