Магниткой здесь называют и сам город, и комбинат — потому что они друг без друга не могут. Завод-гигант начали строить даже раньше самого города, в 1929 году. А возведение домов на правом берегу началось лишь спустя семь лет, в 1936.
Река Урал делит город на две почти равные части: жилые массивы на правом берегу и громадный комбинат, почти такой же по площади, на левом.
Но самое удивительное, конечно, что попасть на производство могут абсолютно все желающие! Экскурсию проведут даже для одного человека.
Предприятие: Магнитогорский металлургический комбинат
Сайт: mmk-tour.ru
Формат: экскурсия
Запись: минимум за 3 рабочих дня
Приём заявок:
— на сайте mmk-tour.ru
— по телефону +7-351-925-11-40
— по почте mmk-tour@mmk.ru
Как записаться
Для туристов у ММК есть специальный портал mmk-tour.ru со всей нужной информацией. Там можно почитать про комбинат, выбрать экскурсию и оставить заявку. Экскурсии доступны всем: и самостоятельным туристам, и иностранцам (они должны подать заявку за 5 рабочих дней).
Здесь работает простая и понятная система: если вы приехали один и готовы оплатить минимальную стоимость групповой экскурсии — вам её проведут.
— Если в группе от 1 до 6 человек, экскурсия будет стоить 7900 ₽ за всех
— Если в группе набралось 11 человек, то экскурсия будет стоить 900 ₽ с человека
Полный прейскурант опубликован на сайте.
Как добраться
Прямые рейсы в Магнитогорск летают из Петербурга, Москвы, Казани, Минвод и Сочи. Цены должны вас приятно удивить.
Беспересадочные поезда ходят из Москвы, Сочи, Уфы, Екатеринбурга, Нижневартовска. Из Челябинска можно доехать на «Ласточке» за 4,5 часа. Автобусы тоже ходят, расписание есть на Туту.ру.
Как проходит экскурсия
У ММК есть разные экскурсии, но главная, пожалуй — «Укрощение огня». Длится она около 2 часов. У нас как у пресс-группы был немного расширенный вариант с посещением коксохимического производства. Но началось всё, как положено, с инструктажа и переодевания. Всем выдаются не только костюмы и каски, но и перчатки, очки и респираторы.



На ММК вообще культ безопасности. Передвижение по территории комбината — только в автобусе с пристёгнутыми ремнями и в сопровождении дорожной службы, а вход в цеха — только в полном обмундировании. Пока едем по лабиринтам комбината гид Ксения рассказывает об истории здешней металлургии, которая началась ещё в 18 веке с добычи руды у горы Магнитной. Но завод здесь до 1930-х никто не строил — не хватало леса и воды.



Комбинат, который на карте справа, не уступает в размерах жилой части Магнитогорска. Общая площадь ММК — около 118 квадратных километров. Это примерно 12 Васильевских островов, 8 Суздалей или один Париж без пригородов.
Масштаб комбината сложно оценить даже после экскурсии, но вот пара цифр: здесь своя железная дорога, где работает порядка 200 локомотивов, и 35 столовых для сотрудников разных цехов и смен.

Первая остановка: доменные печи. Всего на заводе работает 8 доменных печей и туристов всегда стараются привезти туда, где скоро начнётся выплавка. У нас это были печи 1 и 2 — расположенные друг напротив друга гиганты высотой под 60 метров. Выглядит всё это сурово донельзя.
В 1929 году Государственный институт по проектированию металлических заводов ВСНХ СССР заключил договор на проектирование и общее руководство строительством с американской Arthur McKee Company. Американцы разработали генплан комбината по образцу завода U.S. Steel в городе Гэри, штат Индиана, однако уже через пару лет застряли на чертежах. Поэтому в 1930 работу продолжили уже советские специалисты.


Доменные печи работают непрерывно по несколько десятков лет. Раз в 15-20 проводят замену футеровки — внутренней облицовки из огнеупорного кирпича. В среднем срок службы домны — лет 50.
При этом в печи нет никаких отверстий для выхода чугуна: чтобы жидкий металл пошёл из домны, каждый час вскрывают лётку — слой огнеупорной глины. Для этого используется специальный механизм с буром. Горновые в блестящих металлизированных халатах из огнестойкого войлока вдвоем меняют бур и громадная иголка начинает сверлить, высекая искры.
Чугун идет по специальным желобам, а специалисты внимательно наблюдают за жидким металлом. Вот как это называется на профессиональном языке:
Горновой смотрит за наливом миксера для транспортировки чугуна в ККЦ через смотровое окно сливного проема литейного двора.
Иногда сложно осознать, что всё это построено людьми.






Грузимся в машину и едем дальше, в листопрокатный цех площадью около 155 тысяч квадратных метров — то есть примерно 20 футбольных полей. Здесь производят металл для всего: от консервных банок до бытовой техники и автомобилей. Металл для Лады. УАЗов, Камазов, Haval’ов и Aurus’ов тоже делает здесь. На другом, ЛПЦ-8, делают металл для монет.
В ЛПЦ-11 чисто, как в лаборатории. Людей почти нет, всё автоматизировано. Металлическая лента тянется, кажется, через весь двухкилометровый ангар, проходя этапы обработки. В конце робо-рука печатает на катушках маркировку, а кран аккуратно перекладывает готовую бобину на нужное место.






Обычно на этом экскурсия заканчивается, но у нас в программе был ещё один пункт — Коксовая батарея №12, построенная вместе с китайской «Синостил». Это, пожалуй, самое инновационное сооружение на всем комбинате.
Кокс делают из каменного угля, который держат при температуре 950-1100 °С без доступа кислорода несколько часов. После нагревания его нужно потушить: либо водой, либо инертным газом. И если при тушении водой энергия просто уходит в воздух огромными клубами пара, то здесь она используется для самообеспечения Коксохима: перегретый пар поступает в турбины и вырабатывает 40 МВт.
КБ-12 заменила сразу 4 старых батареи и серьёзно сократила выбросы: стало меньше углерода, пыли и, главное, вредного бензопирена.




Туристам КБ-12 пока не показывают, но доменные печи и ЛПЦ-11 вы точно увидите!