Skip to main content

Все привыкли летать на современных «Боингах», «Эйрбасах» и «Суперджетах», но какой настоящий ценитель не хочет полетать на трёхдвигательном «Яке» или легендарном Ан-2, да ещё и регулярным рейсом?

К счастью, у нас в России до сих пор остаётся такая возможность: региональные компании продолжают эксплуатировать советскую технику и некоторые не очень распространённые зарубежные борта. Правда, авиапарк так или иначе обновляется, поэтому эти авантюры лучше не откладывать.

Мы собрали список всех российских авиакомпаний, которые выполняют рейсы на легендарных советских «Анах», «Яках» и некоторых зарубежных самолётах. Для удобства в статье будем двигаться с запада на восток — от Петербурга до Чукотки.

В названия самолётов вшиты ссылки на сайт russianplanes.net, где вы можете подробно изучить каждую модель и даже конкретный борт, узнать год его выпуска и посмотреть фото.

Изучить карту маршрутов некоторых авиакомпаний можно на сайте flightconnections.com, но учитывайте, что информация там не всегда актуальна и подходит больше для ознакомления, чем для планирования маршрутов. Направления часто меняются в зависимости от сезона или по другим причинам — советуем перепроверять на сайтах авиакомпаний или по телефону, все ссылки мы оставили.

Ещё расписания помогут понять, какие самолёты стоят на конкретных маршрутах — в большинстве случаев тип ВС указан прямо рядом с направлением.

Ну, полетели!

Костромское авиапредприятие

Пожалуй, самый простой способ полетать на советских турбовинтовых самолётах для жителей западной части страны. Регулярные рейсы прекрасно стыкуются с круизами по Волге, рейсами и поездами из Ярославля.

Можно совместить оба рейса в одной поездке, полетев через Кострому из Петербурга в Казань или наоборот. Или прилететь в Кострому из Петербурга, а обратно уехать ночным поездом из Рыбинска.

Авиапарк: Ан-26
Направления: из Костромы в Петербург круглый год и в Казань летом
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Кострома — Петербург за 4476 ₽
Где купить: на агрегаторах

Вологодское авиапредприятие

Плюс одна причина побывать в Вологде, ещё и прилетев на реактивном Як-40! В 2024 году маршрутная сеть включает пять направлений, среди которых особенно примечателен маршрут Вологда — Великий Устюг — Котлас — Архангельск, выполняемый по понедельникам и средам. А вишенка — 15-минутный полёт Устюг — Котлас за 1000 ₽.

Устройте себе тур из Москвы или Петербурга в Архангельск со всеми остановками или просто деловую поездку в Вологду на 32-местном джете.

Авиапарк: Як-40
Направления: из Вологды в Москву, Петербург, а также в Архангельск с остановками в Великом Устюге и Котласе, вот карта
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Великий Устюг — Котлас за 1000 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

2-й Архангельский объединённый авиаотряд (2 АОАО)

Авиакомпания предлагает сразу два чудесных аттракциона: добраться на Соловки на винтовом самолёте Л-410 и полетать на теперь уже редком легендарном «кукурузнике» Ан-2. А зимой старые Аны ещё и переобувают в лыжи!

Перед планированием изучите расписание: там указаны и направления и самолёты. Учитывайте, что по многим направлениям продажи открывают только за месяц до рейса.

Авиапарк: Ан-2Л-410
Направления: из архангельского аэропорта Васьково в города и сёла региона
Расписание: на сайте с указанием всех направлений и самолётов
Самый дешёвый рейс: Васьково — Пертоминск, 2470 ₽
Где купить: большинство билетов можно купить на сайте, но Архангельск — Соловки есть и на Авиасейлс

Нарьян-Марский объединённый авиаотряд

Летают исключительно на Ан-2 или Ми-8 (о вертолётах напишем в другой статье). Все маршруты круговые: начинаются и заканчиваются в Нарьян-Маре. Берёте билеты туда и обратно в один день и делаете круг почёта над ненецкой тайгой.

Отдельно отметим, что ряд направлений пересекается с маршрутами 2 АОАО: Несь, Индига, Ома, Нижняя Пеша, Чижа. Это значит, что можно совершить перелёт между регионами с пересадкой в заполярной деревне с населением 100 человек.

Главное — перепроверить расписание и убедиться, что вас пустят на рейс. В НАО установлена пограничная зона по морскому побережью, в некоторые посёлки попасть без разрешения нельзя.

Авиапарк: Ан-2
Направления: из Нарьян-Мара в деревни и сёла Ненецкого автономного округа
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Нарьян-Мар — Макарово за 1150 ₽
Где купить: на сайте

Комиавиатранс

Авиакомпания из Коми владеет аэропортами в 7 городах республики и выполняет рейсы между ними на самолётах и вертолётах. Сейчас тип самолёта используется только один — Ан-24 без ливреи с бортовым номером RA-47264, арендованный у «ЮТэйр». В расписании на сайте для некоторых рейсов указан также Як-40, но рейсы на нём прекратились в августе 2024, а самолёт улетел работать обратно в Вологду.

Авиапарк: Ан-24
Направления: из Сыктывкара в Усинск, Воркуту и Усть-Цильму
Расписание: на сайте (может быть неактуальным, проверяйте в форме бронирования или уточняйте у а/к)
Самый дешёвый рейс: Сыктывкар — Усинск за 4800 ₽
Где купить: на сайте

Ижавиа

Як-42 долгое время был основным самолётом во флоте «Ижавиа», пока в 2021 году авиакомпания не заменила его «Боингом». Тем не менее, «Яки» продолжают летать по многим направлениям из Ижевска: каждую вторую субботу в Когалым, раз месяц в Пермь, по пятницам и воскресеньям в Екатеринбург, а периодически даже в Москву. С обратными рейсами та же история. Чёткой логики, как попасть на Як-42, нет — поэтому во время бронирования обязательно проверяйте, какое воздушное судно будет на рейсе.

Авиапарк: Як-42
Направления: из Ижевска в Когалым, Пермь, Екатеринбург и Москву
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Ижевск — Пермь за 3000 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Utair

Авиакомпания летает по стране и за рубеж на современных «Боингах» и АТР-72, но всё же сохранила свою сибирскую идентичность. Например, у «ЮТэйр» крупнейший в мире парк вертолётов (о них поговорим отдельно), а в Тюменской области и ХМАО компания продолжает выполнять регулярные рейсы на старых Ан-24. Ещё у «ЮТэйр» полно других «Анов» и «Яков», но билет на них не купить — они используются в служебных целях или для вахтовых перевозок.

Для поиска всех маршрутов из конкретного аэропорта на странице с расписанием на сайте можно вбить пункт отправления и нажать «Куда угодно». Ютэйровские рейсы хорошо стыкуются с водным транспортом: из Берёзова можно дойти по Оби до Салехарда, а из Сургута — до Ханты-Мансийска. Реками там заведует «Северречфлот».

Обратите внимание на перелёт с тремя разными видами покрытия взлётно-посадочных полос из Берёзова (металл) в Игрим (песок) и затем в Ханты-Мансийск (бетон).

Кстати, «ЮТэйр» ежегодно проводит большой авиафестиваль «В гостях у «ЮТэйр» на аэродроме Плеханово в Тюмени. Любителям авиации показывают разные самолёты и катают на вертолётах. Мы там тоже бывали, отчёт можно почитать в моём телеграм-канале.

Авиапарк: Ан-24
Направления:
— из Ханты-Мансийска в Сургут, Игрим и Берёзово
— из Тюмени в Иргим, Берёзово и Красноселькуп
— из Берёзова в Белоярский и Нягань
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Берёзово — Нягань за 2164 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Аэропром

Красноярская а/к «Аэропром», до 2023 года выполнявшая исключительно технические и грузовые перевозки, летом 2024-го запустила уникальный регулярный рейс: на знаменитом «кукурузнике» Ан-2 из Омска в отдалённое село Усть-Ишим, куда раньше из столицы области нужно было ехать 12 часов на автобусе. Нельзя просто так взять и не попробовать! Учитывайте, что расписание сезонное и может меняться.

Авиапарк: Ан-2
Направления: из Омска в Усть-Ишим
Расписание: в агентстве «Авиатур»
Где купить: только офлайн в агентстве «Авиатур» или в кассе № 4 Омского аэропорта

КрасАвиа

Раздолье для любителей Як-42 — у «КрасАвии» их около 10, и многие стоят на регулярных рейсах. Компания летает из Красноярска и по региону, и к соседям, и даже в Монголию (на АТР-42). Сопоставить направления и самолёты довольно сложно — борта часто взаимозаменяемы. Зато при поиске и бронировании на сайте сразу указан тип ВС.

Как правило, Л-410 выполняют полёты в ближайшие посёлки вроде Ярцева, Мотыгина и Богучанов, Ан-24 и Ан-26 стоят на маршрутах внутри региона из Красноярска и Норильска, Як-42 (часто вперемежку с ATR-42) летают в соседние Новокузнецк, Барнаул, Абакан, Горно-Алтайск, Кызыл, Улан-Удэ, Талакан. Можно свериться с картой маршрутов, а потом проверить, какой самолёт на конкретном направлении.

Обратите внимание, что в некоторые пункты также летает «Ангара», «Алроса», «ИрАэро» и СиЛА.

Помимо обширной географии полётов из Красноярска, у «КрасАвии» встречаются разовые рейсы в других регионах, иногда даже западнее Урала: например, из Перми в Ижевск, из Уфы в Когалым, Оренбург или Новосибирск. Готового способа отслеживать такие рейсы не существует, но иногда уведомления о них публикуют в официальном телеграм-канале «КрасАвии».

Авиапарк: Ан-24Ан-26Як-42Л-410
Направления: на сайте есть карта со всеми маршрутами
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Красноярск — Мотыгино за 3050 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Ангара

Маршруты «Ангары» отлично сочетаются с поездками по БАМу: прилететь в Нижнеангарск и отправиться на восток через Северомуйский тоннель, добраться по железной дороге до самой северной в мире пустыне в Чаре, а потом улететь в Забайкалье, прилететь или покинуть Тынду наконец… Вариантов много.

Отдельного внимания стоят рейсы в города на Лене. Во-первых, из Усть-Кута один раз в год отправляется 10-дневный круиз до самого Якутска (от 96 000 ₽ в четырёхместной каюте с подселением) — единственная возможность полностью пройти всю среднюю Лену, включая Витимский пробел. Во-вторых, Усть-Кут, Киренск и Ленск соединены между собой регулярным сообщением «Полесья» на подводных крыльях, а значит, можно прилететь в один город, а улететь из другого.

Авиапарк: Ан-24Ан-26
Направления:
— из Иркутска в Усть-Кут, Киренск, Ленск, Ербогачён, Нижнеангарск, Бодайбо, Чару, Таксимо, Тынду
— из Улан-Удэ в Нижнеангарск и Таксимо
— из Читы в Чару
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Иркутск — Киренск за 6500 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

ИрАэро

Многие рейсы из широкой сети направлений «ИрАэро» выполняются на «Анах». Хороший вариант познакомиться с территориально крупной Иркутской областью или продлить путешествие в соседние Бурятию или Якутию. Как и с рейсами «Ангары», с «ИрАэро» удобно прилететь в Усть-Кут (чтобы потом отправиться в круиз) или Чару, самую северную пустыню в мире.

Кроме Иркутской области компания летает по Якутии, часто дублируя маршруты «Полярных авиалиний» вдвое дешевле. И, конечно, обратите внимание на чудесные рейсы из Магадана на север — в Эвенск и Кепервеем.

Авиапарк: Ан-24Ан-26
Направления:
— из Иркутска в Бодайбо, Усть-Кут, Якутск, Ленск, Олёкминск и Чару
— из Ленска в Талакан (Якутия)
— из Якутска в Олёкминск, Талакан, Тикси, Депутатский, Батагай, Белую Гору, Хонуу, Усть-Неру
— из Магадана в Эвенск и Кепервеем
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Иркутск — Чита за 7200 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Аэросервис

Авиакомпания базируется в Чите и летает оттуда по населённым пунктам Забайкалья, а также из Магадана по области. Во флоте «Аэросервиса» — Ан-2 или его современный аналог ТВС.

Авиапарк: Ан-2ТВС-2МС
Направления:
— из Читы в Кыру, Красный Чикой, Мензу, Тунгокочен, Усть-Каренгу, Юмурчен
— из Магадана в Усть-Омчуг, Синегорье, Ягодное, Сеймчан
Самый дешёвый рейс: из Магадана в Усть-Омчуг за 1860 ₽
Расписание: на сайте
Где купить: на сайте

СиЛА

Иркутская компания СиЛА (ООО «Сибирская Лёгкая Авиация») развивает региональные полёты на воздушных судах 4-го класса — самолётах легче 10 тонн и до 19 посадочных мест. Билеты продаются на сайте «Авроры».

СиЛА предлагает уникальный способ попасть в сердце Байкала: вместо привычной 6-часовой дороги на автобусе из Иркутска 40 минут лёта из Улан-Удэ за смешные деньги — и вы на Ольхоне. Ну нельзя не попробовать! Правда, по состоянию на октябрь 2024-го рейсы приостановлены — ремонтируется полоса островного аэропорта Хужир.

Кроме того, СиЛА летает из Магадана по посёлкам и приискам Магаданской области, и даже в чукотский Омолон — село, которое построили ради обслуживания Алсиба, воздушной трассы между Аляской и СССР. И не просто летает — а на редком Ан-28, который кроме неё есть только у «Камчатского авиапредприятия».

Авиапарк: Ан-28Л-410
Направления:
— из Иркутска в Казачинское, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский и Улан-Удэ (Бурятия)
— из Магадана в Кубаку, Омсукчан, Сеймчан, Синегорье, Сусуман, Усть-Омчуг, Ягодное и в Омолон (Чукотский АО)
— из Улан-Удэ на Хужир (остров Ольхон, билеты продаёт «Аврора»)
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Улан-Удэ — Хужир за 1045 ₽ (пока не выполняется)
Где купить: на сайте или на агрегаторах

АЛРОСА

Якутская «АЛРОСА» (а вы знали, что аббревиатура расшифровывается как «Алмазы России»?) летает на Ан-24 между Якутском, Мирным, Ленском и Полярным. 

Иногда на рейс между якутской алмазной столицей, городом Мирным, и аэродромом Полярный, что рядом с ПГТ Удачный, ставят уникальный Ан-38!

Авиапарк: Ан-24Ан-38
Направления: из Якутска, Ленска и Полярного в Мирный
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Мирный — Ленск за 3500 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Полярные авиалинии

Компания с самой широкой сетью рейсов внутри Якутии: Ан-24 или Ан-26 доставят вас из Якутска аж в 14 населённых пунктов республики. Цены кусаются, но много ли вы знаете вариантов добраться по воздуху из Якутска, например, в Батагай? В среднем билет в одну сторону стоит от 20 до 45 тысяч рублей. Зато на хвосте изображён симпатичный белый мишка.

При желании можно совместить рейс с речной навигацией по Лене, например добраться из Якутска в Олёкминск на теплоходе, а оттуда на самолёте вернуться в Якутск. Не спрашивайте зачем.

Не забудьте, что многие маршруты дублирует «ИрАэро», причём билет обойдётся вдвое дешевле.

Авиапарк: Ан-24Ан-26
Направления: из Якутска по Якутии
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Якутск — Олёкминск за 15–20 тыс. ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Хабаровские авиалинии

Рейсы авиакомпании познакомят вас c населёнными пунктами Хабаровского края, расположенными вдоль Охотского моря и в основном знаменитые добычей рыбы: Николаевском-на-Амуре, Охотском, Советской Гаванью и другими.

Самый удобный вариант для продолжения путешествия — Совгавань, откуда можно добраться в другие дальневосточные города: поездом в Комсомольск-на-Амуре или Владивосток или паромом на Сахалин — от соседнего Ванино до Холмска через Татарский пролив.

На хвосте некоторых самолётов — силуэт Хабарова.

Авиапарк: Ан-24Л-410
Направления: из Хабаровска в населённые пункты края: Николаевск, Охотск, Советскую Гавань, Богородское, Аян, Нелькан, Херпучи, Чумикан
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Хабаровск — Николаевск-на-Амуре за 9300 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Тайга

Авиакомпания летает на DHC-6 из Южно-Сахалинска в Шахтёрск, Александровск-Сахалинский, Совгавань и другие города и посёлки Сахалинской области. Все рейсы круговые, с возвратом обратно в столицу.

Ещё у «Тайги» много рейсов на Ми-8, но об этом — в другой статье.

Авиапарк: DHC-6
Направления: из Южно-Сахалинска в Шахтёрск, Александровск-Сахалинский, Совгавань, Зональное, Ноглики, Поронайск, Смирных (билеты продаёт Аврора)
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Южно-Сахалинск — Советская Гавань за 2200 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Аврора

Под брендом «Авроры» работает десяток дальневосточных компаний, которые летают на всём от Ан-24 до Ми-8 — вертолёты обсудим в отдельных разделах. У самой же «Авроры» во флоте тоже есть интересные самолёты. И если не очень распространённые в России «Де Хэвилленд Канада Дэш 8» 300-й и 400-й серии ещё можно найти у других авиакомпаний (например, у «Якутии»), то 20-местные «Твин Оттеры» на регулярных рейсах — почти 100% эксклюзив. Такие в России есть только у «Авроры», «Тайги» и «Чукотавиа».

Авиапарк: DHC-8DHC-6
Направления:
— DHC-6: из Владивостока по Приморью и между сёлами, из Южно-Сахалинска в Совгавань и на север острова
— DHC-8-300: из Южно-Сахалинска на Кунашир и в Оху
— DHC-8-400: из Владивостока на Итуруп и в Николаевск-на-Амуре, из Хабаровска в Николаевск и Оху, с Сахалина на Итуруп, на Камчатку, в Благовещенск и даже в китайский Харбин
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Амгу — Терней за 1045 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

Камчатское авиапредприятие

Авиакомпания предлагает рейсы по населённым пунктам Камчатского края и в соседние регионы. Цены очень кусачие, по 20–50 тысяч рублей в одну сторону, а если с посадками, и того дороже. Единственный бюджетный вариант — рейс за пределы края, в Магадан. Всего 4–5 тысяч за межрегиональный перелёт над Охотским морем. Раньше на маршруте стоял Як-40, но теперь в основном Ан-26.

Зато у «Камчатского авиапредприятия» есть рейсы на редком Ан-28: из столицы края в Никольское, Усть-Камчатск и Усть-Хайрюзово. Они подойдут только для истинных ценителей — все основные достопримечательности Камчатки находятся в стороне от этих населённых пунктов.

Авиапарк: Ан-26Ан-28Як-40Л-410
Направления: из Петропавловска-Камчатского в города Камчатского края и Магадан (билеты продаёт Аврора)
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Петропавловск-Камчатский — Магадан за 4300 ₽
Где купить: на сайте или на агрегаторах

ЧукотАВИА

«ЧукотАВИА», очевидно, летает по Чукотке. Регуляркой из Анадыря можно добраться до населённых пунктов региона и посетить главное достояние края — национальный парк «Берингия» с его уникальной флорой, фауной и, конечно, китами. Погода на Чукотке очень переменчива — рейсы постоянно отменяют и переносят, поэтому на путешествие стоит брать время с запасом. Если вы хотите посетить нацпарк, сотрудники советуют закладывать на поездку от недели до месяца в зависимости от маршрута.

Кроме советских самолётов, ЧукотАВИА использует на многих направлениях 20-местный «Де Хэвилленд Канада DHC-6 Твин Оттер».

Авиапарк: Ан-24Ан-26DHC-6
Направления: из Анадыря в населённые пункты Чукотки
Расписание: на сайте
Самый дешёвый рейс: Анадырь — Ваеги, 7000 ₽
Где купить: на сайте