15 сентября 2024 года в Нижегородском кремле спустя почти 100 лет простоя заработал фуникулёр. Он будет открыт ежедневно с 10:00 до 21:00. Билет в одну сторону стоит 200 ₽.
Чтобы не путаться, разберемся с понятиями: фуникулёр всегда ходит по рельсам. Согласно определению Большой российской энциклопедии, это рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки пассажиров или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутым подъёмам.
Выходит, что это второй общественный фуникулёр во всей России после владивостокского. Есть ещё третий, что работает в Сочи на территории санатория имени Ворошилова, но только для постояльцев, поэтому считать его общественным неправильно.
Мы прокатились на новом подъёмнике и принесли вам фотографии! Но обо всём по порядку.
История создания
Нижегородские фуникулёры стали первым в России: ко Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года построили сразу два подъёмника — Кремлёвский и Похвалинский. В городе их называли элеваторами — прямая калька с английского elevator, то есть подъёмник (от англ. elevate — поднимать). На английском так до сих пор называют лифт.
Элеваторы того времени работали на водяной тяге, на основе механизма Никлауса Риггенбаха. Оба вагона были связаны тросом и имели баки для воды. Чтобы вагоны пришли в движение, бак нижнего вагона опустошается, а бак верхнего, наоборот, наполняется. Равновесие нарушается, верхний вагон перевешивает и фуникулёр начинает движение. Нижегородские элеваторы двигались по одной линии, раздвоенной посередине. Большинство фуникулёров с водяным балансом в 20 веке были переделаны под электропривод, но некоторые до сих пор работают в Европе: например, в немецком Висбадене, британском Фолкстоне, швейцарском Фрибуре и некоторых других городах.
«Сам фуникулёр был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, хорошо известных к этому времени в Европе, но впервые осуществленных на практике в России. Автором технического проекта нижегородских подъёмников (1895 г.) являлся швейцарский инженер-механик и предприниматель Карл Роман Абт. Наиболее трудным участком строительства стало сооружение тоннеля под пряслом кремлёвской стены, которая, по условиям договора, должна была сохраняться неприкосновенной. Первоначальный проект оказался слишком дорог и был переработан полковником М. П. Фабрициусом – одним из ведущих военных инженеров», — пишут на сайте Нижегородского кремля.
Главной задачей Кремлёвского фуникулёра было соединение трамвайных линий, строящихся в то же самое время в верхней и нижней частях города. Трамвайные пути должны были связать Всероссийскую промышленно-художественную выставку с Благовещенской площадью (современная площадь Минина и Пожарского) через кремль. Но специалисты немецкой компании Сименс и Гальске, занимавшейся проектом, решили отказаться от строительства путей в верхнюю часть города из-за сложного рельефа.
Тогда за строительство взялась «Финляндская компания лёгкого пароходства» Рафаила Карловича Гартмана, инженера и предпринимателя из Петербурга. Его идея заключалась в том, чтобы построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский.
Два элеватора
Кремлёвский располагался там же, где и сейчас — линия длиной 133,12 метра шла от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни. Впервые движение открылось 9 июня 1896 года. Каждый вагон был разделён на первый класс с сидячими местами и второй класс, где можно было только стоять. Цена за проезд была достаточно высокой: 5 копеек в первом и 3 копейки во втором классе. Бесплатно во втором классе могли ездить учащиеся и, при определённых условиях, почтовые служащие и полицейские. После революции Кремлёвский фуникулёр существовал до 1926 года. К тому времени верхнюю и нижнюю трамвайные линии соединили и необходимость в фуникулёре отпала.
Похвалинский же располагался в Сергиевском овраге — в сегодняшних реалиях между набережной Федоровского и улицей Заломова. Верхняя станция находилась на месте нынешнего отеля Azimuth, а нижняя — прямо в здании электрической подстанции у начала Плашкоутного моста через Оку. В 1927 году при реконструкции Похвалинского съезда верхние и нижние трамвайные пути соединили, а линию элеватора убрали.
Новая версия
Теперь, спустя почти 100 лет, Кремлёвский фуникулёр вновь начал возить пассажиров. Длина линии — 134 метра, вагон вмещает 40 пассажиров и двигается со скоростью 2 м/с. Проезд, как и тогда, совсем не дешёвый — 200 ₽ с человека в одну сторону.
Нижняя станция расположена у Предтеченской церкви и архитектурно повторяет оригинальное строение из дерева.
Внутри всё выполнено в спокойных серо-зелёных тонах. В вестибюле работает бесплатный туалет, расположенный до турникетов. Купить билеты можно в терминалах самообслуживания, у кассира или по QR-коду. Они стоят одинаково для взрослых и детей — 200 ₽. Предусмотрены льготы «отдельным категориям граждан», но не уточняется, каким. Впрочем, как и сто лет назад, те, кому жалко денег, могут за 5-7 минут подняться или спуститься пешком.
Сам фуникулёр стал ещё больше похож на лифт (elevator), разве что двигается не вертикально, а под углом. Вагон выкрашен в приятный красный, с нижегородским гербом впереди. Внутри вместе с пассажирами едет мужчина при пиджаке, который следит за порядком и охотно отвечает на вопросы.
Спустя пару минут прибываем на верхнюю станцию. Она, в отличие от нижней, выполнена в современном стиле без заигрываний со стариной. Как и внизу, здесь тоже есть туалет. В главном зале под стеклянным полом видно законсервированную водонапорную башню, которая раньше использовалась для привода вагонов. На стенах транслируют историю фуникулёра, а слева от входа есть небольшой панорамный зал ожидания с кофе-машиной.
Приходите читать другие наши материалы: Где и как бронировать жилье в России, Как бесплатно ходить в бизнес-залы и Как попасть с экскурсией на предприятие.